Рецензии

Жайтаповой рецензия на монографию.docx

 

Жайтапова Алтнай Альбековна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии иностранного языка казахского университета международных отношений и мировых языков имени Аблай хана, академик Международной академии информатизации, Отличник образования Республики Казахстан, директор центра профессионального роста, 31/1, г. Аксай-2 р-н, г. Алматы, 050031. Тел. 87013767247. E-почта: a.zhaitapova@mail.ru

 

Zhaitapova Altnai Al’bekovna,

Doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of foreign language methodology of Kazakhstan University of International Relations and the World Languages after Ablay khan, academician of the International Academy of Informatization, Excellence in Education of the Republic of Kazakhstan, director of center of the professional growth and development, 31/1, Aksay-2 district, Almaty, 050031. Tel. 87013767247. E-mail: a.zhaitapova@mail.ru

 

 

творчество и интуицию

преподавателя надо «Подпитывать»

Рецензия на коллективную монографию

"Фасилитационный подход в подготовке социальных педагогов"

 

Аннотация: в ситуации, когда преподавание социальной педагогики в вузе основывается на творчестве и интуиции преподавателя необходим «банк идей», который будет не только хранить, но и распространять крупицы передового педагогического опыта.

Ключевые слова: социальный педагог, институт социальных педагогов, фасилитация, фасилитационный подход, подготовка социальных педагогов, сотрудничество, авторские формы и методы работы, педагогический опыт, банк идей

 

26 лет тому назад Решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию в стране был введен институт социальных педагогов (от 13 июля 1990 г. № 14/4) [7].

Возникновение приказа обосновывалось «революционными изменениями, проис­ходящими в советском обществе», потребностью реформы народного образования, требующей новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной и способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и склонностей.

Для решения этих задач необходимы были специально подготовленные кадры, специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями.

Программа подготовки социальных педагогов предполагала сочетание широкого образования, включающего «овладение общей педагогикой, теорией воспитания, психологией, историей, литературой, основами экономики, экологии, эстетики, этики, права, физической культуры, режиссуры и драма­тического искусства, прикладной меди­цины, социологией, социальной психологией, семейной педагогикой, а также изучение мо­лодежной субкультуры и др.». Отмечается, что социальный педагог может работать в различных учебно-воспитательных учреждениях, общественных орга­низациях, взаимодействовать со всеми государственными учреждениями, общественными формированиями, бизнесом. 

«Работа социального педагога – один из самых сложных и трудоемких видов деятельности профессии типа «человек-человек», – пишет М.А. Галагузова. – Подготовка специалистов такого рода представляется как многоуровневый и многофакторный процесс…» [1]. Современные тенденции в развитии общества и образовании определяют необходимость совершенствования профессиональной подготовки педагога.  И в качестве приоритетной цели определяется воспитание личности, способной к саморазвитию, самоопределению, самообразованию. «Однако за прошедшую четверть века ни в России, ни в Казахстане учебника «Преподавание социальной педагогики» до сих пор нет, – пишут авторы монографии и добавляют: «Книга, которую вы держите в руках, тоже не претендует на статус учебника: это возможное направление повышение конкурентоспособности преподавателя на рынке образовательных услуг, механизм выстраивания отношений со студентами и преподавателями. Привычную стройную структуру изложения содержания пособия, видимо, читатель тоже не найдет. Особенностью монографии, основанной на личном опыте, является то, что авторы представляют «банк идей» – результат многолетней работы, и вводят читателя в лабораторию творчества, предлагают свой взгляд на реализацию фасилитационного подхода в подготовке социальных педагогов» [8]. 

Рецензируемая монография «Фасилитационный подход в подготовке социальных педагогов», – Челябинск-Костанай, 2016, – 306 с. – авторами которой являются видные ученые Южно-Уральского гуманитарно-педагогического университета доктора педагогических наук, профессора Р.С. Димухаметов, Н.А. Соколова, кандидат педагогических наук, доцент В.Ф. Жеребкина (г. Челябинск), директор Филиала Акционерного общества «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области, кандидат педагогических наук, профессор  М.В. Слесарь, думаем, найдет своего благодарного читателя. Разделяя точку зрения авторов, монография отвечает целям и задачам модернизации высшего профессионально-педагогического образования в наших странах. У каждого преподавателя вуза, что вполне естественно, собственная технология работы, свой «банк» организационных форм, методов и приемов обучения, которые часто находятся в «рубрике» для личного пользования. Ведущая идея авторов монографии выражается словами И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить» и основополагается на фасилитационном подходе в обучении взрослых, разработанном профессором Р.С. Димухаметовым [4].

Разделяя точку зрения уважаемого доктора биологических наук, профессора Е.В. Елисеева, что «краеугольным камнем современной парадигмы образовательного процесса является идея сотрудничества основных субъектов обучения и воспитания, что педагогика сотрудничества служит конкретным воплощением такой идеи в образовании» [6], выражаем уверенность, что монография вызовет интерес не только у педагогов, профессионально занимающихся подготовкой социальных педагогов. 

Парадигмальная идея фасилитации, обращенная к студентам, выражена в тезисе: «От умения сотрудничать к умению учить себя» [9]. Идея предвосхищается целью: понимать, что фасилитационный подход в социальной педагогике способствует становлению гуманистически ориентированной, социально активной, законопослушной личности, обладающей чувством собственного достоинства, прочными разносторонними знаниями, сознающей ценности свободы, права, демократии, и утверждает: повышение качества подготовки социальных педагогов отвечает интересам развития личности, интеграции её в окружающем мире и успешной реализации жизненных планов. В этой связи монография интересна тем, что в ней отражается многолетний уникальный опыт реализации фасилитационного подхода  в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов, позволяющего  создать оптимальные условия не только для овладения студентами системой профессиональных компетенций, но и для становления гуманистически ориентированной, социально-активной личности, сознающей ценность свободы и готовой реализовывать субъект-субъектную парадигму в учебно-воспитательном процессе.

Следует отметить фундаментальность рассматриваемого труда, охват им многочисленных аспектов профессиональной подготовки современного педагога. Монография включает введение, девять разделов, заключение, список литературы, глоссарий и приложение.  

В первом разделе раскрыты инновационные процессы, направленные на решение приоритетных задач реформирования педагогического образования в Российской Федерации и Республике Казахстан. Второй раздел посвящен анализу социально-психологических, психолого-педагогических особенностей современной студенческой молодежи, учет которых необходим для реализации социально-фасилитационной модели образования. В третьем разделе раскрываются такие механизмы диверсификации системы непрерывного образования как социально-синергетические, ценностно-акмеологические, рефлексивные, организационно-экономические, формирования и управления инновационным потенциалом. В четвертом разделе представлены андрагогические, синергетические и ценностно-акмеологические основы фасилитации подготовки социальных педагогов. В пятом разделе большое внимание уделено рассмотрению социально-педагогической фасилитации как механизму обучения социальной педагогике в вузе.  В шестом разделе рассматривается теория и практика социально-педагогической фасилитации развития полиэтнической культуры молодежи. В седьмом разделе уделено внимание конфликтологической подготовке будущих педагогов.  В восьмом  разделе широко представлены организационные формы и методы обучения в фасилитационном образовательном процессе. Раздел  девятый  посвящен рассмотрению фасилитирующего управления образовательным процессом подготовки социальных педагогов.

Несомненную практическую ценность, на наш взгляд, представляют авторские формы, методы, задания творческого характера, предлагаемые в конце каждого раздела и дающие возможность преподавателям реализовывать фасилитационный подход в своей профессиональной деятельности.

Программа модернизации педагогического образования в России и в Республике Казахстан в качестве ведущей задачи определяет обеспечение образовательного процесса учебно-методическими пособиями, отвечающими требованиям образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Сказанное выше, актуализирует данное учебное пособие.

Рецензируемое учебное пособие – попытка авторов внести вклад в решение объективно существующих проблем. Учебное пособие адресовано студентам, отвечает современным потребностям учреждений высшего образования на этапе модернизации. Структура построения пособия логична, грамотно выдержаны межпредметные связи дисциплины с другими науками.

Пособие содержит учебный материал, структурированный по разделам, задания и вопросы для самостоятельной работы студентов в соответствии с представленной методологией обучения, а также вопросы для самоконтроля по разделам пособия, включающие тематику докладов, что обеспечивает условия для управления самостоятельной работой студентов. Определение основных терминов и список рекомендуемой литературы, имеющиеся в пособии, дополняют блок материалов для самостоятельной работы студентов, что в совокупности обеспечивает высокий методический уровень данного пособия.

В приложении представлены глоссарий, в котором даны определения ведущих дефиниций, а также список монографий, учебных пособий, научных статей авторов по проблеме фасилитации. Пособие адресовано бакалаврам и  магистрантам, обучающимся по  специальности социальный педагог, будет полезно социальным педагогам, специалистам в области социальной педагоги­ки и социальной работы, научным работникам.

Представленное учебное пособие методологически выдержано. Методологическими основами пособия явились ценности современного общества и образования: свобода, право, достоинство, толерантность, педагогика ненасилия, социально-педагогическая поддержка ребенка и пр.

Авторами грамотно проведены идеи связи образования и культуры, основательно рассмотрена специфика образовательного процесса, методическое сопровождение деятельности педагогов, ориентированное на развитие профессионально-педагогических компетенций в фасилитационном взаимодействии.

Список литературы:

1.     Галагузова, М.А. Проблемы подготовки социальных педагогов //  В сб.: Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования. Российско-американский семинар по проблемам образования 27-29 мая 1993. Материалы семинара. – Екатеринбург: УрГПУ, 1993. – С. 4.

2.     Димухаметов, Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов: Моногр. – Челябинск: АТОКСО, 2004. – 223 с.

3.     Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр. – Алматы: МОиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. – 115 с.

4.     Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дисс. … д-а пед. наук. – Магнитогорск, 2006. – 398 с.;

5.     Димухаметов, Р.С. Экспериментальная разработка концепции повышения квалификации педагогов: Моногр. –Челябинск: АТОКСО, 2005. – 200 с.; 

6.     Елисеев, Е.В. Дополнительное образование как модель манифестации фокусированного сознания учащихся на витагенных принципах обучения и голографии холистического взгляда на мир // Проблемы и перспективы развития системы дополнительного образования детей: социально-психологический аспект / Под ред. В.В. Садырина, Н.И. Фуниковой, Н.А. Соколовой //Актуальные проблемы управления образованием в регионе. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование». – 2004. – Вып. 3(31). – 150 с.

7.     О введении института социальных педагогов. Решение коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию от 13 июля 1990 г. № 14/4

8.     Фасилитационный подход в подготовке социальных педагогов: монография / Р.С.Димухаметов, Н.А.Соколова, М.В.Слесарь, В.Ф.Жеребкина и др. – Челябинск-Костанай, 2016. – 306 с.

9.     Цукерман, Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 2. – С. 27. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://lib.mgppu.ru/ opacunicode/index. Php?url=/notices/index/IdNotice: 25109/ Source:default

 

 

Жайтапова Алтнай Альбековна, 

Доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии иностранного языка казахского университета международных отношений и мировых языков имени Аблай хана, академик Международной академии информатизации, Отличник образования Республики Казахстан, директор центра профессионального роста, 31/1, г. Аксай-2 р-н, г. Алматы, 050031. Тел. 87013767247. E-почта: a.zhaitapova@mail.ru

 

Zhaitapova Altnai Al’bekovna

Doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of foreign language methodology of Kazakhstan University of International Relations and the World Languages after Ablay khan, academician of the International Academy of Informatization, Excellence in Education of the Republic of Kazakhstan, director of center of the professional growth and development, 31/1, Aksay-2 district, Almaty, 050031. Tel. 87013767247. E-mail: a.zhaitapova@mail.ru

Научный семинар Л.В. Мардахаева в ЧГПУ. 1-ый ряд. 3-ья слева: дпн., проф., зав.кафедрой СРПиП ЧГПУ Н.А. Соколова, д.п.н., проф. зав.кафедрой ЧГАКИ Р.А.Литвак, д.п.н., проф. зав. кафедрой РГСУ Л.В. Мардахаев, доцент Е.Г. Черникова, аспирант ЧГПУ Ш.А. Байжанова (г.Костанай); 2-й ряд: 3-тья справа аспирант ЧГПУ Е.С. Алдакушева, ст. преподаватель кафедры СРПиП ЧГПУ Е.В.Моисеева, д.п.н., проф. Р.С. Димухаметов 


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно